В Семипалатинске у Достоевского появилась возможность вернуться к литературе. После каторги он не сломлен, как художник, а, наоборот, еще больше верит в свое высокое писательское предназначение. Семипалатинский период творчества писателя является этапным в его творчестве. На это впервые обратил внимание известный литературовед М.М.Бахтин. Потому как именно в произведениях этого периода появляется черта характерная для зрелой поэтики Достоевского «карнавализация». Именно в семипалатинских произведениях у Достоевского закладываются новые образы, темы и идеи, которые получат развитие в зрелом творчестве писателя.
13 января 1856 г. он сообщает брату Михаилу: «… я хочу писать и печатать. Более чем когда-нибудь я знаю, что я недаром вышел на эту дорогу и что не даром буду бременить собою землю. Я убежден, что у меня есть талант и что я могу написать что-нибудь хорошее».
Но как начать печататься бывшему государственному преступнику? Что мог предложить столичным редакциям писатель, почти на 10 лет вычеркнутый из литературной жизни России?.
Вполне естественно, что в первую очередь просилось на бумагу увиденное, пережитое на каторге. И вот уже написаны первые главы «Заметок о погибшем народе» («Записок из Мертвого дома») и Достоевский читает их Семенову-Тян-Шанскому, который был потрясен услышанным.Но писатель понимает, что прорваться в печать с таким произведением дело безнадежное, и он откладывает эту работу.
Из семипалатинской глуши трудно было разобраться в основных направлениях литературной и общественной жизни. Достоевский слишком долго был оторван от начавшегося общественного оживления. В литературе за это время появилась целая плеяда новых имен: Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.Н.Островский, А. И.Герцен, Л.Н.Толстой.
В январе 1859 года Достоевский заканчивает повесть «Дядюшкин сон». В ней он обращается к новой для него «провинциальной теме». Богатый материал для наблюдений дала ему действительность: Омск, Семипалатинск, Кузнецк, Барнаул – эти города мало отличались друг от друга. С их сплетнями, интригами, скандалами они совершенно напоминали город Мордасов, в котором происходят все события повести. Сюжет повести внешне комичен и даже водевилен, но беспощаден по силе сатирического обличения, тревоге и боли за униженное и растоптанное человеческое достоинство.
Другая семипалатинская повесть «Село Степанчиково и его обитатели» так же, как и первая, создавалась с большой оглядкой на цензуру. Окончив ее, Достоевский отмечает, что «в ней цензура и двух слов не вымарает».Так оно и оказалось. Но именно это стремление к полной внешней благонадежности и привело к тому, что читающей публикой «Село Степанчиково» было принято весьма равнодушно.
9 мая 1859 года Достоевский писал брату Михаилу: «Этот роман, конечно, имеет величайшие недостатки…но он имеет и великие достоинства. Я уверен — хоть зарежь меня! — что есть и прекрасные вещи. Они из души вылились. Есть сцены высокого комизма, под которыми сейчас же подписался бы Гоголь…В нем есть два огромных типических характера, создаваемых и записываемых пять лет-характеров вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой».
Почти десятилетие отделяет семипалатинские повести от романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», но в них мы встречаем мысли, характеры, образы, которые получили развитие в дальнейшем творчестве Достоевского.