Литературная экспозиция

Размещение материалов в экспозиции идет  по кольцу, создавая два круга —   внешний и внутренний. Во внешнем круге отражена событийная сторона жизни писателя: детство, учеба в Инженерном училище, начало литературной деятельности ,Семипалатинский период и т. д.

Внутренний круг ограничен композицией «Мертвый дом».

Семипалатинский период жизни и творчества Ф.Достоевского является в экспозиции доминирующим. В связи с этим, при художественном оформлении  зала использовано сочетание  трех цветов – коричневого, бежевого (песочного), белого.

Стены оформлены  фотообоями, на которых изображены  места пребывания Ф. М. Достоевского, копии его  рукописей.

Эпиграфом к экспозиции взяты строки из письма Ф. М. Достоевского  к старшему брату Михаилу от 16 августа 1839 г, в которых довольно отчетливо уже намечалось его будущее творческое кредо:

«Человек есть тайна. Её надо разгадать , и ежели будешь её разгадывать всю жизнь , то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

 

МОСКВА. ДЕТСТВО.

Федор Достоевский родился 30 октября ( 11 ноября по новому стилю) 1821года  в Москве, в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных Михаила Федоровича Достоевского .

 «Я происходил из семейства русского и благочестивого,- писал в «Дневнике писателя» за 1873 год Фёдор Михайлович, — С тех пор как я себя помню, я помню   любовь ко мне родителей…»

Согласно заведенному  порядку по вечерам в гостиной при двух сальных свечах вся семья собиралась за чтением. Читали Державина, Жуковского, Пушкина, Лажечникова, но чаще всего — «Историю государства Российского» Н.Карамзина.

“Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец…»

  К 17 годам Достоевский был хорошо знаком с творчеством Пушкина, которого «почти всего знал наизусть» Державина, Лермонтова, Бальзака,Шиллера,Гюго,Гофмана,Шекспира,Гете,Купера,Паскаля,В.Скотта и т.д.

Великий и загадочный мир подлинной литературы повлиял на становление личности Достоевского в детстве и юности. «Без святого и драгоценного», «без зачатка положительного и прекрасного», «унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек, — писал он впоследствии,- Самые сильнейшие и влияющие воспоминания почти всегда те, которые остаются из детства.»

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.  ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.

 16 января 1838 года Ф. М. Достоевский  был зачислен  в Главное военно-инженерное училище  в 3-й кондукторский класс.

Училище размещалось в стенах Инженерного(Михайловского) замка         ( бывшей резиденции Павла 1).Это было  одно из лучших учебных заведений России XIX века. Там давали не только прекрасную военно-инженерную подготовку, но и основательную подготовку по широкому , в том числе и гуманитарному, кругу познаний.

После окончания  училища в 1843 году,  он был зачислен  в Главное инженерное управление, но не прослужил там и полгода. Стабильному положению и устойчивому заработку Достоевский предпочел неустойчивую жизнь литератора и подал в отставку . 19 октября 1844 года он был списан со службы «по семейным обстоятельствам».

 

НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1844-1848гг.

Достоевский вступил в литературу в середине 40-х годов, когда основным направлением в литературе была  «натуральная школа», идейным вдохновителем которого был В.Г. Белинский.

Ни одно свое произведение Достоевский не отделывал так тщательно, как свой первый роман  «Бедные люди» — почти два года уходит  на  его создание. В мае 1845 года писатель наконец показал беловой вариант Д.Григоровичу и Н.Некрасову, которые тогда уже занимали довольно заметное поло жение в с толичном литературном  мире.

Уже в начале 1846 года Некрасов опубликовал роман в своем  альманахе «Петербургский сборник».Но к тому времени произведение было уже широко известно в литературных кругах Петербурга и Москвы, принеся Достоевскому быструю славу.

 

КРУЖОК ПЕТРАШЕВСКОГО

Весной 1846 г. Достоевский знакомится  с М. В. Буташевичем-Петрашевским  ,в доме которого собирались очень образованные, молодые,  увлекающиеся идеями утопического социализма и Французской революции . Они восхищались теорией Шарля Фурье о золотом веке человечества, называли себя фурьеристами и обсуждали политические и социальные вопросы, волновавшие в то время русское общество.

Достоевский стал активным участником этих собраний.

В ночь на 23 апреля 1849 года были арестованы почти все участники петрашевских пятниц (ок.130 человек) ;  в их числе Ф. М. Достоевский  и сам организатор кружка М.В. Буташевич- Петрашевский.

Следствие  продолжалось восемь месяцев.   Судил петрашевцев военный суд и 16 ноября 1849 г.писателю был вынесен приговор: «… лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

Церемония казни происходила на Семеновском плацу 22  декабря  1849  года.

Смертный  приговор  был  заменён каторгой и ссылкой.

 

ОМСК. КАТОРГА.

Материалы Омского периода представлены в музее композицией «Мертвый дом».

Темная, металлическая решетка создает внутренний круг в центральной части зала. Она возникает то тут, то там, как преграда. Клетки ее заполнены вставками резного дерева. На каждой – лицо человека в определенном психологическом состоянии. Сотни лиц: они молят, кричат, скорбят.

Это развернутая картина человечества, открывшаяся на каторге Достоевскому и послужившая материалом при создании его произведений. Именно в остроге у писателя возникает неразрешимое противоречие: с одной стороны — крайнее уничижение, с другой –прозрение истины.

Вход в «Мертвый дом» открывают символические «врата ада».С правой стороны от входа на деревянных фресках изображены «Плачущие»,слева – «Смеющиеся». . Внутри острога изображения людей разделены на три полосы по всему периметру. Два верхних ряда- «Глядящие в небо», два нижних – «Глядящие в землю», средний ряд -«Глядящие в настоящее» или «Беззаботные».

В центре дощатый помост на котором размещены макеты кареты для перевозки заключенных,  барака Омского острога и кандалы(ножные).

Впечатление усиливают иллюстрации к роману Достоевского «Записки из Мертвого дома» двух  известных художниц – А.Толкачевой и А.Корсаковой.

Фрагменты «Мертвого дома» соединяют экспозиционные конструкции семипалатинских и петербургских материалов, как отзвуки каторги, навсегда оставшиеся в сердце и разуме Ф.Достоевского.

23 января 1854 года писатель вышел из Омского острога, а 2 марта этого же года был зачислен рядовым в 1-ю штрафную роту Сибирского 7-го линейного батальона в Семипалатинске. Начинался следующий период жизни Достоевского – ссылка и солдатская служба.

 

СЕМИПАЛАТИНСК

 Семипалатинскому периоду в экспозиции музея отведено центральное место. Оно  выделено двумя полукружьями, которые, смягчая прямоугольное пространство  зала,  символизируют  казахскую  степь.

В экспозиции даются большие, панорамные изображения степи, которые визуально раздвигают пространство зала , представлены предметы   простого  быта казахов, которые тогда так привлекали писателя в отличии от «идолов европейского общества».

Достоевский добирался до Семипалатинска по этапу, но уже без кандалов и конвоя. Был март, предчувствие весны. Все казалось ему возрождением. Каждой частицей своего существа он ощущал свободу, ту свободу, которой  был лишен столько бесконечных дней и ночей.

Достоевский прекрасно понимал, что должен будет пройти через ненавистное ему солдатство и не потерять живой души, должен вернуть себе право печататься и вновь пером завоевать мир, открывая людям их самих.

Лежащий на границе Западной Сибири и Степи, Семипалатинск поразил его причудливым сочетанием европейской и азиатской культур. Это был крупный торговый центр, куда стекались десятки караванов из Средней Азии ,Индии и Китая.

В литературной экспозиции  Семипалатинск представлен большим макетом, на котором особо выделены места ,связанные с именем Достоевского.

На Семипалатинской земле развернулась драма его первой, запоздалой, мучительно-трудной любви к М.Д.Исаевой, которая после сложных перипетий стала Марией Достоевской

 

СЕМИПАЛАТИНСКИЕ ПОВЕСТИ

В Семипалатинске Достоевский не может жить без творчества, без литературы, не может не писать . После каторги он не сломлен ,как художник, а, наоборот,  еще больше верит в свое высокое писательское предназначение.

В январе 1859 года Достоевский заканчивает повесть «Дядюшкин сон».

В этом же году выходит в свет другая семипалатинская повесть «Село Степанчиково и его обитатели».

В экспозиции представлены первые публикации и первые издания семипалатинских повестей, страницы записных тетрадей Достоевского, иллюстрации к повестям казахстанских художников  Е.Сидоркина и А. Дячкина.

ДРУЖБА С Ч. ВАЛИХАНОВЫМ

Первое  знакомство Ф.М. Достоевского И Ч.Валиханова произошло в Омске. Оно переросло в большую дружбу, которая поддерживалась встречами в Семипалатинске, а так же шестилетней перепиской (с 1856 по 1862 год .)

Дружба Достоевского с Валихановым имела огромное значение для них обоих и оставила    глубокий    след   в   их  духовном мире

Последняя встреча в Семипалатинске произошла весной 1859 года, когда Валиханов возвращался из своего путешествия в Кашгар, а Достоевский должен был покинуть город. На память друзья сфотографировались. Небольшая фотография работы Н.Лейбина стала вечным символом их духовного братства.

Редкие материалы представлены в той  части экспозиции, которая  раскрывает личность Ч.Валиханова  как ученого, путешественника, тюрколога.

В этом разделе  экспозиции помимо фотографий, документов, книг, иллюстраций, установлены два бюста – Достоевского и Валиханова, выполненные из белого мрамора   московским   скульптором  Дмитрием Элбакидзе. Он же является автором бронзовой скульптуры «Ф. Достоевский и Ч.Валиханов» установленной возле музея. Этот памятник глубоко символичен  и олицетворяет собой — две судьбы,  два народа, объединенных неразрывной дружбой.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

 В марте 1859 г. пришел высочайший приказ об увольнении в отставку  прапорщика Седьмого  линейного Сибирского батальона Достоевского Ф. М., по болезни. Но в Петербурге и Москве жить было запрещено, местом жительства был назначен город Тверь. Тогда же писатель получил право печататься на общих основаниях.

2 июля 1859 года Достоевские отправились из Семипалатинска.

В 1861 г. вместе с братом Михаилом писатель начал издавать журнал «Время». 29.05.1863 журнал «Время»  был  закрыт,  за публикацию статьи Н. Н. Страхова «Роковой вопрос».

27 января 1864 г. М. М. Достоевский получил разрешение на издание журнала – «Эпоха» .

 

Заграничные путешествия Достоевского.

В течении жизни Достоевский выезжал за границу 8 раз, прожив там, в общей сложности около пяти с половиной лет и  побывав более чем в 30-ти европейских городах

 

Великое пятикнижие.

Раздел   открывается    романом    «Преступление    и  наказание» (1866 г)

Это произведение — величайшее создание Достоевского, еще небывалый тип романа, который обогатил мировую литературу. Никогда прежде романы с авантюрным, детективным сюжетом, с нераскрытыми тайнами, убийствами и другими драмами не были исполнены такого глубокого социального и философского смысла.

В экспозиции раздел посвященный роману иллюстрируется работами Д.Шмаринова и С.Косенкова.

Далее в разделе экспозиции представлены романы:     «Идиот» (1868) , «Бесы» (1871) ,«Подросток»(1875), «Братья Карамазовы»(1878).

 

«Росписи»

 Всемирно известные романы Достоевского, входящие в  великое Пятикнижие,  в экспозиции помещены на фоне потрясающих душу фресок петербургского художника Г.Ф.Козлитина: «Кровь», «Пот», «Слезы» и «Приобщение».

Автор росписей стремится передать идею писателя о падении и нравственном восстановлении человека, о стремлении его к высшей, вечной гармонии. Но как к ней прийти? Кто даст ответ? И можно ли прийти к ней ,искупив  все человеческие грехи страданием? Мучается этим вопросом сам Достоевский, мучаются его герои, бунтует против этого Иван Карамазов.

В центре каждой настенной фрески — страдающий, мучающийся глубинными вопросами  человек, вступивший  в конфликт с социальными условиями и зависящий от них.

Герой первой части композиции «Кровь»- убийца и жертва одновременно.

Это человек, обуреваемый сложными мыслями и чувствами, желающий перевернуть мир, и ради этого способный на жестокое  убийство, преступление. Но при этом способен на  раскаяние, самобичевание, на самое страшное наказание на земле – суд собственной совести.

Р. Раскольников в «Преступлении и наказании» говорит: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут  таки разом и ухлопал себя, навеки!…»

На лице и волосах этого героя  густая, алая кровь. Застывая рубиновыми каплями, обагряя его руки , она стекает вниз — и пропитывает грешную землю. Вокруг головы героя безобразные, скучившиеся фигуры, ожесточенные, озлобленные, вызывающие трепет и страх своей животностью, создающие атмосферу ненависти и убийств. Разве это не предсказание писателя в конце 19 века — веку 20,который захлебнулся в ужасе и крови?

Так чем же будет спасен мир и человек? Может быть трудом, долготерпением, смирением?

«Смирись, гордый человек — и прежде всего смири свою гордость…Смирись, праздный человек – и прежде всего потрудись на родной ниве…»-призывал Достоевский в своей знаменитой речи о А.Пушкине.

На второй фреске «Пот» — мудрец, проживший долгую жизнь и познавший тайны мироздания. Годы и труд избороздили его лицо морщинами, крупные капли пота стекают с его чела на землю…Но и здесь нет ответа –старец не знает правильно или нет прожита его жизнь, будет ли он спасен после смерти…

А как же красота, гармония? Ведь «мир красотой спасен будет»,-мечтал Достоевский. Но на третьей фреске «Слезы» она сама бесконечно страдает в безобразно и жестоко устроенном сообществе, она сама обливается слезами, внимая общечеловеческому горю.

И в поисках истины герои Достоевского – грешные и праведные, полные духовной чистоты, убежденные, верующие и неверующие  в четвертой части композиции «ПРИОБЩЕНИЕ» устремляются к своему автору.

 

ДОСТОЕВСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

 Этот раздел завершает литературную экспозицию. Здесь представлены материалы о семи музеях Ф. М. Достоевского. Переводы на языки народов мира. Театральные и коноверсии по произведениям Ф. М. Достоевского.