Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был создан 7 мая 1971 года в доме почтальона Лепухина по улице Крепостной (ныне Достоевского), где писатель жил два с половиной года — с 1857 по 1859 гг.
Этот деревянный, полутороэтажный дом, стоящий в самом центре города, зимой укутанный снегом, а летом погруженный в спокойный шум деревьев, дышит памятью о Ф.М.Достоевском, о его великой жизни и его бессмертных творениях, наполненных мыслью и совестью.
Именно он стал основой единственного за пределами России, созданного на казахстанской земле, литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, который давно уже стал своеобразной визитной карточкой города.
События 1971 года послужили дальнейшим толчком к развитию музея. Был найден автограф Ф. М. Достоевского – его рапорт батальонному командиру от 27 июля 1857 года об отправке пасынка Павла на учебу в Омский кадетский корпус.
Интенсивно стали пополняться фонды, возросла роль музея в научно-просветительской, эстетической работе среди населения.
В 1972 году, по инициативе областных руководителей, была задумана пристройка к мемориальному дому, с обширной литературной экспозицией, фондохранилищем, кинозалом и научной библиотекой. Идея этой пристройки вынашивалась и поддерживалась разными людьми и организациями, все относились к ней совершенно особо. Об этом говорит даже то, что проект архитектора В.Власова, по которому строилось здание, был двадцать седьмым вариантом решения проекта. Семипалатинцы задумали сделать уникальный музей, не похожий на другие музеи писателя.
Так возникла идея музея – памятника. Здание решено было построить в форме раскрытой книги: ломаная линия стен – страницы, торец – корешок. Благодаря невероятному энтузиазму музейных работников, помощи областных руководителей, в 1976 году строительство пристройки было завершено. Новое здание и мемориальный домик соединили легким стеклянным вестибюлем, тем самым символизируя неразрывную связь истории и современности.
Оформлять музей были приглашены недавние выпускники Ленинградского художественно – промышленного училища им. Мухиной: В. Одноколкин, Г.Козлитин, В.Гукасов, С.Широков.
Главным при создании образа музея они определили для себя синтез архитектуры, монументального, декоративно-прикладного искусства и экспозиции.
Произведения в экстерьере должны были передавать атмосферу, среду, в которой жил и работал Достоевский. Так родились композиции «Творчество», «Кабинет писателя», «Петербург Достоевского».
А произведения интерьера должны были раскрывать внутренний мир Достоевского и его героев. Именно такую нагрузку несли на себе композиции «Мертвый дом», «Кровь», «Пот», «Слезы» и «Приобщение».
Росписи по рельефу создавали необходимый эмоциональный настрой для восприятия сложного мира Достоевского.
Рядом со зданием музея была установлена парная бронзовая скульптура «Ф.Достоевский и Ч. Валиханов», выполненная московским скульптором Д. Элбакидзе, композиционно завершившая весь комплекс.
Первая экспозиция музея работала более 35 лет, не оставляя равнодушным ни одного человека, посетившего музей.
Но время вносило свои коррективы и требовалось создание современной, оснащенной новым оборудованием экспозиции, в которой должен прослеживаться, сформировавшийся в последние годы, новый взгляд на жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.
В тоже время, научные сотрудники ставили перед собой непростую задачу — корректно отнестись к существующим в музее художественным композициям и сохранить их для современного посетителя.
На ее создание и оформление ушло три года, и в октябре 2011 года новая экспозиция приняла своих первых посетителей.
Более пятидесяти лет музей живет напряженной, насыщенной жизнью, являясь местом паломничества поклонников творчества писателя из разных стран мира.
В год музей посещает более 17 000 человек, проводится 1500 экскурсий и мероприятий.
За годы существования он превратился в богатейшее хранилище музейных ценностей. Его фонд насчитывает более двадцати шести тысяч музейных предметов, которые сложились в уникальные коллекции: книг с автографами, прижизненных изданий Достоевского и его современников, мемуарной литературы, периодических изданий XIX-XX веков, рукописей и документов, редких фотографий, изобразительных материалов.
В фонде редкой книги хранится много изданий, которые давно уже стали библиографической редкостью, таких как: «Юности честное зерцало» (1717г), «Нравоучительные сказки господина Марменталя» (1787г), «История Государства Российского» Николая Карамзина (1818 г), священные книги XVII- XIX веков и т.д.
Коллекция книг с автографами насчитывает более 600 томов на шеснадцати языках народов мира. Это книги с дарственными надписями известных литературоведов, писателей, деятелей культуры.
Музей обладает редкой коллекцией графических и живописных работ, которые представлены известными именами: В. Матэ, Н. Рундальцева, В. Кауэльбаха, Е. Бёма, М. Ройтера, А. Корсаковой, Е. Ключевской, В. Вильнера, С. Косенкова, А. Ушина, В. Мишина, Е. Сидоркина и мн.др.
На первом этаже мемориального дома создана фондовая выставка «Интерьер конца XIX-начала XX века».
Все годы ведется большая научно-исследовательская и экспозиционная работа. Наиболее изучен семипалатинский период жизни писателя (1854-1859 годы). В связи с этим подготовлены многие большие сообщения, публикации, представленные в различных международных сборниках.
Музей приобрел известность не только своей стационарной экспозицией, но и многолетней выставочной деятельностью. Ежегодно проводится более пятнадцати выставок, основанных на материалах фондов музея и предметах из частных коллекций.
Сотрудники музея принимают участие в больших международных научных форумах Москвы, Старой Руссы, Новокузнецка, Барнаула и т.д.
Казахстанский музей великого русского писателя по праву стал местом диалога различных направлений в достоевсковедении и воспринимается, как составляющее единого мирового культурного процесса.