Значение

1046
чел.

 

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

Так писал Фёдор Михайлович Достоевский брату Михаилу 16 августа 1839 года. Всю свою творческую энергию он потратил на то, чтобы разгадать эту тайну.

И приблизился к разгадке гораздо ближе своих современников-литераторов.

Его произведения оказали влияние на таких столь непохожих друг на друга литераторов, философов и деятелей искусства, как:

  • немецкие братья Манны – Томас и Генрих,
  • Николай Бердяев и Франц Кафка,
  • Альбер Камю и Жан-Поль Сартр,
  • Уильям Фолкнер и Генрих Бёлль,
  • Акиро Куросава и Иван Пырьев,
  • Андрей Тарковский и Кобо Абэ,
  • Леонид Леонов и Дмитрий Шостакович,
  • Владимир Соловьёв и Лев Шестов.

Пожалуй, весь ХХ век при всей его полифоничности и противоречиях нёс в себе заряд энергии Достоевского. И заряд этот не только не иссяк, но, как яркая комета продолжает своё движение в вечность.

Фёдор Михайлович открыл для нас такие бездны человеческой души, куда его предшественники ещё не добирались. Они порой очень страшны, уродливы, стыдливо прячутся или маскируются под что-то нейтральное. Но они обязательно имеют место и оказывают влияние через идеи на человека и общество. Бессознательное и сознательное во взаимодействии друг с другом дают богатый материал для истинного художника, которым являлся Достоевский. Его не зря называют пророком. В своих романах он моделировал казалось бы фантастические в своей завершённости жизненные ситуации, сталкивал в конфликте сложные характеры. Но то, что выходило в результате, вызывало у читателя пронзительнейший отклик – от глубокого сочувствия до неприятия. В двадцатом веке общество пришло к пониманию того, насколько прав был Достоевский в своих выводах. То, о чём он предупреждал, свершилось. Человекобог вытесняет в сознании индивидуума Богочеловека. А дальше понятие Бога вообще пропадает. И оглохший и ослепший субъект оказывается в плену собственных пороков и страстей. А с нравственно погибающим человеком неминуемо гибнет и общество. То, что казалось у Достоевского искусственным, созданным рукою гения, но нежизненным, вдруг обрело бытиё.

Но Достоевский даёт нам надежду. Он лишь предупреждает о том, что может произойти, проводя своих героев через трагическое, экспрессию, драму, огромную напряжённость, столкновение материального и духовного, возвышенно-благородного и гадкого. Художник критической эпохи и реалист показал нам эволюцию порока во всей его неприглядности, то, как может выглядеть человек, утерявший почти всё человеческое. Но он же демонстрирует нам и высоту духа.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!