История музея

6463
чел.

 

ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО г.СЕМЕЙ

 В 2021 году вся мировая общественность широко отмечает двухсотлетие со дня рождения Ф.М.Достоевского.

Этот год является юбилейным годом для литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в г.Семей 11 ноября 2021 г. исполняется 200 лет с дня рождения писателя; а 7 мая 2021 г. исполняется 50 лет со дня открытия нашего музея.

С именем великого русского писателя Ф.М.Достоевского связано более пятидесяти городов России и Западной Европы. Это Москва и Петербург, Дрезден и Висбаден, Париж и Флоренция. Но из всей карты путешествий Достоевского одно место оказалось для него исключительно важным и значительным, своеобразной пограничной вехой в его жизни.

Оказавшись в марте 1854 года по воле судьбы в Семипалатинске, великий русский писатель прожил здесь более пяти лет. Отбыв Омскую каторгу, ссыльный солдат Ф.Достоевский дослужился в нашем городе до звания прапорщика 7 Сибирского линейного батальона. Здесь он пережил сложную драматическую любовь к Марии Дмитриевне Исаевой, завершившуюся женитьбой в феврале 1857 года. В Семипалатинске у Достоевского появилась реальная возможность вернуться в литературу после многих лет вынужденного молчания. Здесь он начинает работу над "Записками из "Мертвого дома", создает повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В Семипалатинске Достоевский встречается с замечательными людьми: Ч.Валихановым, П.Семеновым-Тяншанским, А.Врангелем.

Сохранившийся в городе деревянный полутораэтажный дом, в котором Ф.М.Достоевский снимал квартиру в 1857-59 годах стал основой сегодняшнего музея писателя, его мемориальной частью.

Единственный за пределами России, созданный на казахстанской земле, Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был официально открыт 7 мая 1971 года на основании Постановления Совета Министров Каз.ССР и давно уже стал своеобразной визитной карточкой нашего города.

После отъезда Федора Михайловича из города 2 июля 1859 года, его ротный командир Артемий Иванович Гейбович долго хранил оставленные ему на память вещи писателя. Судьба забросила его на службу в Сергиополь, и он в своей квартире, в отдельной комнате, как реликвии, показывал вещи Достоевского. После смерти А. И. Гейбовича (1865 г.) следы этой коллекции затерялись.

В 1901 году военнослужащими семипалатинского гарнизона под руководством временно Исполняющего дела Начальника Штаба войск Семипалатинской области А. В. Скандина и при поддержке общественности города в здании гауптвахты был устроен «Уголок Ф. М. Достоевского», который по праву можно считать первым музеем писателя в Семипалатинске. В своем письме от 2 ноября 1901 года А. В. Скандин сообщает об этом вдове Достоевского Анне Григорьевне. В 1903 году в январском выпуске «Исторического вестника» был опубликован очерк Скандина «Ф. М. Достоевский в Семипалатинске» иллюстрированный фотографиями дома почтальона Лепухина, караульной будки, солдатской казармы, дома полкового командира Белихова.

В связи с 80-летием со дня рождения писателя в 1902 году, в городскую думу поступило ходатайство от 64 лиц о необходимости увековечения памяти Достоевского.

Городская Управа постановляет переименовать улицу Крепостную, на которой сохранился дом, где жил писатель, в улицу Достоевского, а на доме установить мемориальную доску. Но решение вопроса было отложено на неопределенный срок.

Спустя 9 лет об этом вновь ходатайствовали члены Семипалатинского подотдела РГО, в связи с 30-летием со дня смерти писателя. В 1911 году улица была переименована. В 1915 году на доме была установлена мемориальная доска, приобретенная гласным Городской Думы и членом подотдела РГО И. И. Ложкиным на собственные средства.

В отчете Совета Общества попечения о начальном образовании, опубликованном в «Обзоре Семипалатинской области за 1910-1912 гг.» сообщалось, что имя Достоевского было присвоено в 1905 году вновь открытой частной начальной школе, в которой обучалась 30 мальчиков и 11 девочек.

В течение четверти века (1902 -1927 год) семипалатинский краевед, священник Б.Г.Герасимов исследовал Семипалатинский период жизни Ф. М. Достоевского, публикуя статьи в «Записках подотдела РГО», «Сибирской жизни», «Сибирском архиве», «Сибирских огнях», «Сибирской летописи», тем самым поддерживал неиссякаемый интерес к Достоевскому и истории края.

В 1921 году, к столетию со дня рождения Федора Михайловича, состоялось торжественное заседание подотдела РГО, продолжавшееся два вечера. Достоевскому было посвящено 10 докладов. Тогда же театр при Семипалатинском доме заключенных назвали театром имени Достоевского.

30 июня 1929 года в областной газете «Прииртышская правда» была опубликована заметка «Дом Достоевского-городу». В ней говорилось: «Окрисполком решил приобрести в собственность города дом, где проживал в ссылке Ф. М. Достоевский. В нем предполагается создать какое – либо культурное учреждение…»

Но вернулись к этому вопросу спустя много лет.

Толчком к созданию музея Ф. М. Достоевского в Семипалатинске послужила заметка в «Литературной газете» от 20 мая 1965 года. В ней говорилось о необходимости сохранить дома, связанные с памятью Ф. М. Достоевского в Семипалатинске, Новокузнецке и подумать об их дальнейшей судьбе. Заметка была подписана группой писателей и ученых: К. Фединым, Л. Леоновым, В.Лидиным, В. Кирпотиным, М. Никитиным и директором музея-квартиры Ф. М. Достоевского в Москве Г. Коган.

Уже в октябре 1965 года по решению Горисполкома нижний этаж дома на улице Достоевского, 118 (бывший дом почтальона Лепухина) был освобожден от жильцов. Здесь открылась городская библиотека, получившая в следующем году имя Ф. М. Достоевского.

Заведующей библиотекой стала Фурцева Зинаида Георгиевна.

С первых дней работы библиотеки, очень часто посетители и читатели задавали вопросы о пребывании писателя в Семипалатинске. И невольно возникла необходимость более подробно рассказывать людям об Ф. М. Достоевском. А для этого необходимы были книги, материалы о нем. А во вновь открывшейся библиотеке, не было даже ни одного произведения писателя. И Зинаида Георгиевна налаживает переписку с известными людьми, писателями, учеными, литературоведами, с институтом литературы им. Пушкина, с библиотеками, книжными и букинистическими магазинами.

Вскоре в адрес библиотеки стали поступать книги с дарственными надписями от: А. Долинина, Б. Рюрикова, Г. Фридлендера, Б. Бурсова, В. Кирпотина, П. Пустовойта, В. Нечаевой, К. Федина, Л. Леонова, К. Чуковского, Г. Серебряковой, В. Рождественского, Д. Гранина, Н. Арденса, С. Муканова, Н. Анова, П. Косенко, О. Сулейменова и мн. др.

Живой интерес к рождению музея проявили академики А. Маргулан, М. Каратаев, В. Терновский.

З. Г. Фурцева активно формировала будущий музейный фонд. Народный художник СССР С. Т. Коненков подарил гипсовое повторение скульптуры «Достоевский на каторге». От академика В. Н. Терновского был получен гипсовый бюст Ф. М. Достоевского работы неизвестного автора начала ХХ века.

По инициативе К. А. Федина библиотека Центрального дома литераторов прислала в дар 1000 томов ценной литературы.

Институт русской литературы (Пушкинский дом) передал книги и свыше ста фотографий, относящихся к Достоевскому. Шли посылки из Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и многих других библиотек страны.

В 1968 году город отмечал 250-летие со дня своего основания. На юбилейное торжество был приглашен внук писателя А. Ф. Достоевский. С огромным волнением вступил он на землю, по которой когда-то ходил его великий дед.

Благодаря стараниям Андрея Федоровича, в адрес создающегося музея прислали свои книги: профессор Сорбонского университета Доминик Арбан, зав.отделом славянских литератур Гарвардского университета Дональд Фангер, известный немецкий писатель Генрих Бёлль.

Вскоре дом Достоевского был полностью освобожден от жильцов и стал работать как филиал областного историко-краеведческого музея.

В 1971 году, когда мировая общественность отмечала 150-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского, Постановлением Совета Министров КазССР № 261 от 7 мая 1971 года был открыт самостоятельный Семипалатинский областной литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. В городском пединституте прошла научная конференция, в которой приняли участие видные писатели: П. Нилин, Н. Арденс, С. Муканов, А. Нурпеисов. Приехавшие на торжества артисты театра им. Моссовета И. Саввина и Г. Бортников рассказали о работе в спектакле Ю. Завадского «Петербургские сновидения» и сыграли ряд сцен.

 

События 1971 года послужили дальнейшим толчком к развитию музея. Был найден автограф Ф. М. Достоевского – его рапорт батальонному командиру от 27 июля 1857 года об отправке пасынка Павла на учебу в Омский кадетский корпус.

Интенсивно стали пополняться фонды, возросла роль музея в научно-просветительской, эстетической работе среди населения.

В 1972 году, по инициативе областных руководителей, была задумана пристройка к мемориальному дому, с обширной литературной экспозицией, фондохранилищем, кинозалом и научной библиотекой. Идея этой пристройки вынашивалась и поддерживалась разными людьми и организациями, все относились к ней совершенно особо. Об этом говорит даже то, что проект архитектора В.Власова, по которому строилось здание, был 27-м вариантом решения проекта. Семипалатинцы задумали сделать уникальный музей, не похожий на другие музеи писателя.

Так возникла идея музея – памятника. Здание решено было построить в форме раскрытой книги: ломаная линия стен – страницы, торец – корешок. Благодаря невероятному энтузиазму музейных работников, помощи областных руководителей, в 1976 году строительство пристройки было завершено. Новое здание и мемориальный домик соединили легким стеклянным вестибюлем, тем самым символизируя неразрывную связь истории и современности.

Оформлять музей были приглашены недавние выпускники Ленинградского художественно – промышленного училища им. Мухиной: В. Одноколкин, Г.Козлитин, В.Гукасов, С.Широков.

Главным при создании образа музея они определили для себя синтез архитектуры, монументального, декоративно-прикладного искусства и экспозиции.

Произведения в экстерьере должны были передавать атмосферу, среду, в которой жил и работал Достоевский. Так родились композиции «Творчество», «Кабинет писателя», «Петербург Достоевского».

А произведения интерьера должны были раскрывать внутренний мир Достоевского и его героев. Именно такую нагрузку несли на себе композиции «Мертвый дом», «Кровь», «Пот», «Слезы» и «Приобщение».

Росписи по рельефу создавали необходимый эмоциональный настрой для восприятия сложного мира Достоевского.

Рядом со зданием музея была установлена парная бронзовая скульптура «Ф.Достоевский и Ч. Валиханов», выполненная московским скульптором Д. Элбакидзе, композиционно завершившая весь комплекс.

Первая экспозиция музея работала более 35 лет, не оставляя равнодушным ни одного человека, посетившего музей.

Но время вносило свои коррективы и требовалось создание современной, оснащенной новым оборудованием экспозиции, в которой должен прослеживаться, сформировавшийся в последние годы, новый взгляд на жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.

В тоже время, научные сотрудники ставили перед собой непростую задачу - корректно отнестись к существующим в музее художественным композициям и сохранить их для современного посетителя.

На ее создание и оформление ушло три года, и в октябре 2011 года новая экспозиция приняла своих первых посетителей.

Музей живет напряженной, насыщенной жизнью, являясь местом паломничества поклонников творчества писателя из разных стран мира.

За пятьдесят лет существования он превратился в богатейшее хранилище музейных ценностей. Его фонд насчитывает более двадцати шести тысяч музейных предметов, которые сложились в уникальные коллекции: книг с автографами, прижизненных изданий Достоевского и его современников, мемуарной литературы, периодических изданий XIX-XX веков, рукописей и документов, редких фотографий, изобразительных материалов.

В фонде редкой книги хранится много изданий, которые давно уже стали библиографической редкостью, таких как: «Юности честное зерцало» (1717г), «Нравоучительные сказки господина Марменталя» (1787г), «История Государства Российского» Николая Карамзина (1818 г), священные книги XVII- XIX веков и т.д.

Коллекция книг с автографами насчитывает более 600 томов на 16 языках народов мира. Это книги с дарственными надписями известных литературоведов, писателей, деятелей культуры.

Музей обладает редкой коллекцией графических и живописных работ, которые представлены известными именами: В. Матэ, Н. Рундальцева, В. Кауэльбаха, Е. Бёма, М. Ройтера, А. Корсаковой, Е. Ключевской, В. Вильнера, С. Косенкова, А. Ушина, В. Мишина, Е. Сидоркина и мн.др.

Тесно сотрудничает музей с областным драматическим театром им. Ф. М. Достоевского. За последние годы совместными усилиями создано несколько спектаклей: «Настасья Филипповна» (по роману «Идиот»), «Никто другой не дал бы мне столько счастья» (по воспоминаниям А. Г. Достоевской), «Несостоявшаяся встреча» (по материалам дневников А. Г. Достоевской и А. П. Сусловой), «Бедные люди», «Како веруюши, али вовсе не веруюши...» (по роману «Братья Карамазовы ), которые нашли положительный отзыв у зрителей.

Вместе с городской телерадиокомпанией музеем был создан документальный сериал «Иртышская хроника» - о пребывании Ф.Достоевского в Семипалатинске).

 

Все годы ведется большая научно-исследовательская и экспозиционная работа. Наиболее изучен семипалатинский период жизни писателя (1854-1859 годы). В связи с этим подготовлены многие большие сообщения, публикации, представленные в различных международных сборниках.

Музей приобрел известность не только своей стационарной экспозицией, но и многолетней выставочной деятельностью. Ежегодно проводится более пятнадцати выставок, основанных на материалах фондов музея и предметах из частных коллекций.

Четырежды проводились Международные Достоевские чтения на тему "Достоевский и современность", на которые приезжали известные ученые-исследователи из ближнего и дальнего зарубежья: В.Твардовская, В. Михнюкевич, Ю. Гольцекер, В.Борисова, Л. Куплевацкая, К. Итокава, А.Достоевский, В. Вайнерман, А. Шадрина и многие другие.

Сотрудники музея принимают участие в больших международных научных форумах Москвы, Старой Руссы, Новокузнецка, Барнаула и т.д.

Казахстанский музей великого русского писателя по праву стал местом диалога различных направлений в достоевсковедении и воспринимается, как составляющее единого мирового культурного процесса.

Фотоархив

Директор музея. Соловьёва И.А.

 

 


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!